Б.В. Емельянов (академик АГН, д.ф.н., проф. кафедры истории философии Уральского государственного университета, научный директор Уральского МИОН)

г. Екатеринбург

[Версия для печати]

КОСМИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА К.Н. ВЕНТЦЕЛЯ

В начале 90-х годов в отечественную философию и педагогику вернулось имя Константина Николаевича Вентцеля (1857-1947). Он принадлежал к плеяде русских мыслителей Серебряного века русской культуры, удивительно щедрой на талантливых людей. Вентцель вполне мог стать инженером, юристом, музыкантом, известным философом, но он весь свой талант отдал педагогике. Уже первые его работы - статьи "Мораль жизни и свободного идеала", "Основные задачи нравственного вос-питания", "Среда как фактор нравственного воспитания", появившиеся в 80-е годы XIX в., продемонстрировали приверженность автора к идеям свободного воспитания. Ему он отдает на протяжении более чем тридцати лет свой ум и организаторский талант. Вентцель не только пишет статьи и книги о свободном воспитании, но уже в 90-е годы предпринимает попытки практической его реализации в педагогическом обществе при Московском университете, в Комиссии по нравственному воспитанию, в открытом в 1906 г. при его участии и просуществовавшем три года "Доме свободного ребенка", в котором учителя стремились освободить в ребенке его творческие силы на основе общественно-необходимого труда, предлагая ему самому выбирать вид трудовой деятельности. Задачами "Дома свободного ребенка", по мнению К.Н. Вентцеля, являются: 1. Формировать у детей активное отношение к жизни, окружающей природе, к получению знаний. 2. Весь процесс образования должен быть самообразованием. 3. Весь процесс воспитания должен быть самовоспитанием. 4. Оказание педагогической помощи должно осуществляться на основе "собственной работы и на основе собственного личного опыта" в формировании у ребенка нравственного идеала. 5. Создание свободного сообщества людей на основе самоуправления.

К.Н. Вентцель должен быть поставлен в ряд выдающихся педагогов XX века - защитников детей - хотя бы за создание "Декларации прав ребенка". Еще в 1905 г. Вентцель замыслил создание Великой Хартии свободы для детей. В 1918 г. в статье "Задачи молодого человека" подтвердил свое желание создать культ детей со своей педагогической партией. Ему принадлежит "Декларация прав ребенка", написанная 25 сентября 1917 г., а затем для Учредительного собрания он пишет своеобразный документ "Отделение школы от государства и декларация права ребенка". В 18 пунктах ее записано право на жизнь, на существование, на счастье, на свободу. Пафос "Декларации" - в требовании оградить школу от политики, утвердить принципы свободного образования и воспитания. В той или иной степени о них говорят все параграфы "Декларации":

1. Каждый ребенок, рождающийся на свет, каково бы ни было социальное положение его родителей, имеет право на существование, т.е. ему должно быть обеспечена определенная совокупность жизненных условий, как она устанавливается гигиеною детского возраста, необходимых для сохранения и развития его организма и для успешной борьбы последнего с враждебными жизни влияниями.

2. Забота о доставлении детям требуемых гигиеною детского возраста жизненных условий лежит на родителях, на обществе в его целом, на государстве.

3. Каждый ребенок, какого бы возраста он ни был, есть определенная личность и ни в каком случае не может считаться ни собственностью своих родителей, ни собственностью общества, ни собственностью государства.

4. Каждый ребенок имеет право выбрать себе ближайших воспитателей и отказывать и уходить от своих родителей, если они оказываются плохими воспитателями.

5. Каждый ребенок имеет право на свободное развитие всех заложенных в нем сил, способностей и дарований, т.е. право на воспитание и образование, сообразное с его индивидуальностью.

6. Свобода заключается в возможности делать все, что не наносит вреда физическому и духовному развитию ребенка и не вредит другим людям.

7. Никто, ни родители, ни общество, ни государство не могут принуждать ребенка обучаться той или другой определенной религии или принудительно исполнять ее обряды - религиозное воспитание должно быть вполне свободно и т.д.1. Эти пункты говорят сами за себя. С того далекого 1917 г. прошло более 80 лет. И если иметь в виду, что "Декларация прав и свобод человека и гражданина" в России была принята лишь 22 ноября 1991 г., а декларация прав ребенка еще разрабатывается, то станет ясен нравственный и гражданский подвиг К.Н. Вентцеля.

В 1919 г. К.Н. Вентцель уезжает в Воронеж, где работает в губернском отделе народного образования; в 1922 г. он выступает в Воронежском университете с докладом "Революция и нравственность", в котором осуждает насилие, как средство социального переустройства. После возращения в 1922 г. в Москву он почти не занимается педагогической работой, его перестают печатать. Гуманистические идеи К.Н. Вентцеля так и остались не востребованными. Но впереди оставалась еще четверть века жизни (Вентцель скончался 10 марта 1947 г. в Доме ветеранов Ивановской области) и его мысль не могла не работать во благо педагогики. В эти годы он создает свою уникальную космическую педагогику. Труды Вентцеля, посвященные ей, остались неопубликованными и лишь недавно часть их стала достоянием педагогической и философской мысли. Идеи космической педагогики достаточно просты в своей гениальности.

К.Н. Вентцель размышляет следующим образом: В педагогике существует целое течение, называемое "социальной педагогикой", которое занято проблемами воспитания человека как члена общества. Но человек не только часть социального целого (семьи, народа, класса, человечества), он - часть, пусть и малая, Вселенной, Космоса, как своего рода универсального общества, охватывающего все существа, стоящие на различных ступенях развития. Поэтому-то мы сможем говорить о воспитании человека как члена общества, так и члена Космоса, гражданина Вселенной. Правда, в космической педагогике проблемы воспитания трактуются особо, имеют особые цели и методы.

Для того, чтобы воспитать у ребенка сознание общности своей жизни с жизнью космоса, необходимо прежде развить в его сознании три идеи: идею личности, идею общества, в конечном пределе охватывающую все человечество, и идею Космоса. Другими словами ребенок должен дорасти до сознания, что он представляет собой творческую личность, что он является членом определенного творческого общества, охватывающего человечество, и что вместе с человечеством он составляет часть творческого Космоса. "Надо научить ребенка сначала чувствовать себя частью маленького доступного ему для охвата сознанием уголка природы, частью поля, леса, луга, постепенно расширяя тот клочок земли, под которым он воспринимает себя как одно целое с природой, до размеров земли как планеты, а отсюда уже переход к солнечной системе, к звездной системе, составляющей нашу вселенную, и к безбрежной системе вселенных, охватывающих весь безграничный Космос"2.

Идеалом подобного воспитания является "свободная творческая личность, осознавшая свое кровное родство с Космосом и Человечеством и стремящаяся тесно и неразрывно слиться с ними в одной общей творческой работе над установлением царства Гармонии в Космосе и свободного братства среди человечества"3. В другой работе, названной им "Человек - сын Космоса и сын Человечества" Вентцель подчеркивает: "Каждая личность может дорасти до сознания, никогда ее не покидающего, что она не только сын своих ближайших родителей, отца и матери, но и Сын Великого Творящего Космоса и Великого Творящего Человечества. И развитие в себе чувства этой сыновности по отношению к Космосу и Человечеству есть только вопрос времени"4.

Человек, утверждает Вентцель, должен стоять перед лицом Космоса и искать слияния с ним. У такого человека вырабатывается чувство Космоса, освобождение от всего мелкого ограниченного, от "цепей невидимого рабства", душа наполняется свободой, беспредельно широкой творческой любовью к жизни, к человечеству. Перед лицом Космоса человек яснее, чем когда-либо осознает насколько он несвободен, до какой степени им владеют всякого рода страсти и вожделения, как он слаб перед ними. "Но отнюдь не значит, что мы должны презирать земное, тяготиться слышать о нем и с печалью покоряться нуждам природы. Космос не требует этого. Он требует только одного: чтобы отдаваясь земному и земным переживаниям, мы никогда не забывали о целостной единой космической жизни и о жизни Человечества в целом"5.

Человечество есть дитя Космоса. Космосом она вызвано к жизни. И каждый отдельный человек есть член и сын Человечества и одновременно сын Космоса. Но лишь немногие достигают пока осознания этой космической сыновности. Эти люди - пример для остальных, указание, что ни для одного из нас не исключается возможность приобрести ощущение этого нерасторжимого, сыновнего единства с Космосом. Мы не пасынки Космоса. Каждый из нас, "не переставая быть индивидуальной личностью, свободной, независимой и самобытной в конце концов станет сознательным выразителем и олицетворением Творческого Космоса и Творческого Человечества"6.

Человек, обладающий космическим сознанием, воспитанный на принципах космической педагогики, не может не быть нравственным. "Невозможно совершить злое, порочное, преступное тому, - пишет Вентцель, - кто слился всецело и безраздельно с творческим Космосом, кто преодолел свою отдельность и обособленность, кто не противополагает себя Творческому Космосу, Человечеству и составляющим его людям, а рассматривает себя как составляющее с ним одно целое. У такого человека исчезли всякие поводы и мотивы для совершения зла"7.

Вершиной космической педагогики, по нашему мнению, являются, написанные в 1937 г. 24 правила свободного самовоспитания, имеющие название "Лучи на пути творчества". Этот катехизис свободного, космического самовоспитания не имеет аналогов в педагогической и философской мысли. Выполняя эти правила, каждое из которых раскрывает отдельные стороны единства человека и Космоса, личность приобретает способность "вчувствования в процессы жизни, происходящие в вещах и существах, находящихся вне" ее, что поможет ей побеждать желания, порождаемые ими, освобождаться от "цепей невидимого рабства", приведет к углубленному знанию Космоса и Человечества, "к пониманию сокровенных тайн Жизни". В результате человек становится "больше, чем Человеком". Его жизнь приобретает Космический и Всечеловеческий характер, а его сознание объединяются в гармоничное сознание Человечества и Космоса. Но совершится это не в единой человеческой жизни, а в беспредельном ряду их, "которые будут переживать твое высшее "Я" вечное и бессмертное" через воплощение в другие сознания. Идущим рядом с нами и за нами, пишет Вентцель, надо сказать: "1. Держись крепко за свое высшее "Я", вечное и бессмертное. 2. Слушай только голос твоего свободного творческого сознания. 3. Устремляй свои духовные взоры на самое идеальное, на самое возвышенное, что только можешь представить себе, на то, что еще не имеет бытия и формы, но с необходимостью должно осуществиться в грядущем во всей своей дивной Красоте, во всем своем великолепии, во всей своей Истине и Правде"8.

Проведя сравнительный анализ индивидуального, социального и космического воспитания, К.Н. Вентцель строит свою космическую педагогику. Ее суть заключается в следующем: Если высшей задачей индивидуального воспитания является наиболее полное и широкое развитие в воспитаннике личного самосознания, если высшей задачей социального воспитания является воспитание в нем социального самосознания, то аналогично с этим высшей задачей космического воспитания является развитие в воспитаннике космического самосознания, т.е. сознание самого себя как неразрывной части Космоса. Поэтому, соответственно, цель индивидуального воспитания в том, чтобы индивидуум сознал свою личную жизнь в ее цельности и единстве, как ряд последовательных моментов развития; цель социального воспитания в том, чтобы индивидуум сознал свое единство с некоторой социальной группой, все более расширяющейся и развивающейся. В конечном процессе эта социальная форма может стать все человечеством. А "цель космического воспитания заключается в том, чтобы довести воспитанника до сознания общности своей жизни с жизнью космической, до сознания того, что он со всем Космосом составляет одно нераздельное целое, которое развивается в каком-то направлении и что он, хочет ли этого или не хочет, так или иначе принимает то или другое участие в этом процессе развития космической жизни"9.

Космическое воспитание личности - непременно творческое. Если в индивидуальном воспитании и самовоспитании творческий характер его реализуется через воспитание свободной творческой личности, в социальном - через слияние в одной гармоничное целое с обществом, содействие в преобразовании его в свободное творческое общество, то "в космическом - задача в поднятии Космоса на все более и более высокие ступени в его развитии"10.

Цели, задачи и основания космической педагогики К.Н. Вентцель формулировал задолго до практического освоения Космоса человеком. И тем отраднее, что в недрах русской педагогики родились идеи космической педагогики, столь созвучные современному ее уровню. Более того, космическая педагогика К.Н. Вентцеля дает основание к еще одному обобщению. Общепринятым считается деление русского космизма на три направления: 1) культурно-философское (космизм писателей, художников, композиторов); 2) религиозно-философское (космизм философов и религиозных мыслителей); 3) естественно-научное (космизм ученых).11 Космическая педагогика К.Н. Вентцеля, а впоследствии и Даниила Андреева заложила основание еще одному его направлению - педагогическому, за которым несомненное будущее.


1 Вентцель К.Н. Декларация прав ребенка // Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. М. 1919. С. 116-122.
2 Вентцель К.Н. Заметки о космическом воспитании // Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сборник избранных трудов. М. 1993. С. 162.
3 Там же.
4 Там же. С. 163.
5 Вентцель К.Н. Заметки о космическом воспитании. С. 164.
6 Там же. С. 164-165.
7 Там же. С. 166.
8 Там же. С. 156.
9 Там же. С. 202.
10 Там же.
11 Даниленко Л.Е., Емельянов Б.В. Очерки русского космизма. Екатеринбург. 2001.



Назад


Сайт управляется системой uCoz