Т.Е. Зинченко (ст. преподаватель кафедры философии НГАСУ)

г. Новосибирск

УМ И ДУША (РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСТОКИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЗАПАДЕ И В РОССИИ)

О двух типах социальных отношений

В настоящее время наша Родина переживает не лучшие времена. Реформирование России по западным образцам не дало ожидаемого результата. Напротив, строительство демократического общества привело к тому, что в повседневной жизни людей сложилось полное пренебрежение их мнением. Вместо правового государства мы получили разгул преступности, полнейшее бесправие простого человека. Возникает вопрос, почему использование западного опыта приводит к прямо противоположным результатам. Разгадка кроется, на наш взгляд в том, что в России сложились иные, нежели на Западе социальные отношения. Поэтому любые идеи, оторванные от русской действительности, являются разрушительными. Тип социальных отношений, который в основном характерен для России, я называю взаимодействием, отношения на Западе - воздействием. Укажем наиболее характерные черты названных отношений. Для этого обратимся к идеям, высказанным Н.А. Бердяевым и М. Бубером, которые также различают два типа отношений. У М. Бубера это отношение (встреча) и опыт, у Н.А. Бердяева - общение и сообщение. Не трудно заметить, что отношение, общение соответствуют взаимодействию, поскольку общения, встречи не могут быть без взаимности, а опыт и сообщение - воздействию, т.к. такой тип отношений строится для извлечения какой либо выгоды, пользы, для чего нужно произвести некоторое давление на противоположную сторону.

Бердяев и Бубер обращаются к проблеме социальных отношений в связи с идеей о том, что человеческая личность реализуется только находясь в отношении к другому человеку, к Богу, к природе. Обратимся к логике их рассуждений. Бубер считает, что от типа отношений зависит мир, в котором человек живет: общение происходит в мире Я-Ты, в мире Я-Оно приобретается опыт. "Нет Я самого по себе, есть только Я основного слова Я-Ты и Я основного слова Я-Оно" 1. По мнению Н.А. Бердяева, "человек есть существо себя преодолевающее, трансцендирующее" 2. Только выходя за пределы субъективности, преодолевая свою природную замкнутость, человек реализуется как личность. Но происходит это, как показывает философ, двумя разными, противоположными способами. Это путь объективации, который не приводит к желаемому результату, "личность не находит себя" 3. Под объективацией Бердяев понимает противопоставление человека миру, самозамыкание, но при этом и социализацию человека, его подчинение законам природы и социума. Другой путь - это "переход к транссубъективному", здесь происходят встречи с Богом, другим человеком, миром. Если на первом пути происходят "объективные сообщения", на втором возможно общение.

Первое, на что обращают внимание и М. Бубер и Н.А. Бердяев, это антропологический состав, вовлеченный в отношение. В отношение, названное взаимодействием, вступает целостное существо, при воздействии человек выступает частично, глубина его личности при этом не затрагивается. "Основное слово Я-Ты может быть сказано только всем существом. Основное слово Я-Оно не может быть сказано всем существом" 4. В мире Я-Оно, как утверждает Бубер, человек использует свои функциональные способности: разум, чувства, эмоции, и поэтому выступает всегда частично. С усложнением социальной жизни мир Я-Оно неуклонно растет, в таком мире жизнь человека как бы делится пополам: на жизнь внешнюю, в социальных институтах, где человек делает карьеру, совершает сделки и т.д., используя свои интеллектуальные и мускульные способности, и жизнь внутреннюю, личную, где человек может отдаться своим эмоциям и чувствам. Однако, как указывает Бубер, даже в личной жизни личность человека не реализуется сполна. Бердяев пишет, что личность находит себя в общении, при объективации же, сообщении можно говорить только об индивиде. Личность, по его мнению, может быть только единством: во всех своих действиях, поступках, актах личность выступает целостно, "индивидуум же может быть растерзан силами мира" 5. Для подлинного отношения, как считает Бубер, необходима сосредоточенность, человек должен собрать себя воедино, включая инстинктивное, чувственное, эмоциональное, "все должно быть включено и подчинено" 6. Чему должен быть подчинен антропологический состав человека, философ не указывает, однако, в другом месте он говорит о том, что человек способен к подлинному отношению, если живет в духе. Подтверждение этому находим у Бердяева, который, следуя христианской традиции, понимает человека как триединство тела, души и духа. "Личность есть целостный образ человека" 7., создаваемый духом.

<...>



1 Бубер М. Я и Ты // Бубер М. Два образа веры. М. 1999. С. 24.
2 Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. М. 1999. С. 184.
3 Там же.
4 Бубер М. Я и Ты. С. 24.
5 Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. С. 187-188.
6 Бубер М. Я и Ты. С. 88.
7 Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. С. 185.



Назад


Сайт управляется системой uCoz