В.Ф. Филатова (канд. филол. наук, доц. кафедры русского языка и методики преподавания филологического факультета Борисоглебского государственного педагогического института)

г. Борисоглебск

НАРОДНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ В ЗЕРКАЛЕ ОБРЯДНОСТИ
(на материале воронежских говоров)

Статья подготовлена на поддержке РГНФ № 02-04-00327ф/Ц

Народная вера в ее современном состоянии представляет собой тысячелетиями складывавшуюся целостную систему религиозного мировоззрения и нравственно-этических норм, обнаруживаемую, однако, не в вербальном религиозно-этическом кодексе, а в духовных стихах, обрядах, обычаях, предписаниях, запретах, приметах, легендах, былях, народных молитвах.

Тот факт, что народу спорадически навязывают новую религию, новый образ мыслей и жизни, не означает одномоментной и быстрой "перестройки" традиционных представлений и жизненных стереотипов. Религиозно-нравственная система, представленная не в богословии и церковном каноне, а растворенная в самой жизни, осуществляет свое бытование, "бытийствует", вступая в диалог с новациями, принимая их только в том случае, если они не нарушают сложившейся системы.

Диалогичность как имманентное свойство народной религиозности проявляется в таких оппозициях, как: православие - язычество, православие - атеизм, православие - инославие. Наиболее представленной в наших материалах является первая оппозиция.

Cущность любого изучаемого феномена проявляется при его моделировании. Если попытаться создать модель народной религиозности и представить ее в виде круга, то любой синхронно функционирующий пласт православно-народной культуры неизменно будет включать ядро устоявшихся религиозных воззрений, нравственно-этических норм и стереотипов поведения, обрядов и обычаев (языческих, или православных, или атеистических, или других) и периферию. Периферия представляет собой пространство, в пределах которого осуществляются процессы взаимодействия различных религиозно-нравственных представлений, установок и обусловленных ими обычаев, обрядов и т.п.

Модель отражает динамизм, подвижность религиозно-нравственной системы в принципе, даже при условии почти тотального господства ядерной структуры и минимизации периферийной. В противном случае каждый новый пласт культуры неизменно окажется изолированным от предыдущих и последующих ее пластов, что невозможно представить. Процессы взаимодействия фрагментов и элементов различных религий (культур) приводят к формированию качественно новых образований, пополняющих ядерные структуры и вытесняющих какие-либо ее элементы, тем самым обновляя их. Ядро, таким образом, не является монолитом, а представляет собой синкретичное образование, компоненты которого взаимосвязаны и взаимообусловлены, и только при этом условии оно способно сохранить целостность, не разрушиться. Следовательно, диалогичность и синкретизм - не столько свойство, сколько условие существования любой религии (культуры). О диалоге как условии существования культуры писал в свое время Ю.М. Лотман: "Имманентное развитие культуры не может осуществляться без постоянного притекания текстов извне"1.

От общих положений перейдем к рассмотрению конкретной религиозной системы. Сложившуюся к настоящему времени русскую народную религиозность вполне можно считать православной, поскольку основные религиозные концепты (ад, рай и др.), обряды (крещения, венчания, погребения/поминовения усопших), народный и церковный календарь связаны с православием, хотя и включают чуждые ему инославные и инохристианские элементы. Подтверждением этому служит также самоидентификация наших информантов как православных христиан.

Семантический анализ номинаций христиане и православные показывает, что основные семантические признаки названных лексем в народном представлении совпадают. Набор их таков: "верующие", "крещеные", "соблюдают посты", "праздники соблюдают", "правильной, Христовой веры", "мы не антихристы". Для значения "те, кто верует" в воронежских говорах используются слова богобоязливые, богобоязненные, моленные, верующие. Понятия православный христианин, верующий, крещеный тесно взаимосвязаны:

[как-жа мы крященые / мы верим //] c. Танцырей, Борисоглебский р-н, Попова Е.М., 86 л.,1989 г.

<...>



1 Лотман Ю.М. К построению теории взаимодействия культур (семиотический аспект) // Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Т. I. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн. 1992. С. 116.



Назад


Сайт управляется системой uCoz