И.В. Днепровская (к.ф.н., доц.каф. теории и истории гражданского права Забайкальского государственного педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского)

г. Чита

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В КОНЦЕПЦИИ СЛАВЯНОФИЛОВ

Большинство исследователей считают, что ключевым моментом в понимании славянофилами общественно-политических отношений является противопоставление государства и общества как двух противоположных, или, во всяком случае, противостоящих друг другу начал1.

Надо сказать, что в работах Хомякова, Аксаковых, Самарина действительно можно найти много высказываний, подтверждающих этот взгляд. Именно по отношению к государству наблюдается самый большой разброс мнений, как среди самих славянофилов, так и среди исследователей их творчества. И на первый взгляд идея противоположности "земли" и "государства" была единственным положением, принимаемым всеми.

Именно из противопоставления "земли" и государства исходит общее для славянофилов признание самодержавия как наиболее приемлемой формы правления, позволяющей земле сохранить в чистоте свои нравственные начала. Государство тем самым, на первый взгляд, признается ими злом, хотя и необходимым.

И все-таки взгляды славянофилов на взаимоотношения государства и общества не ограничиваются простым их противопоставлением.

Практически все исследователи принимают за исходную точку политического учения славянофилов его этическую направленность. Но нравственность применительно к славянофильским концепциям рассматривается современными комментаторами как водораздел между обществом и государством, политикой и социальностью. Такая интерпретация славянофильских взглядов искажает их позицию и ведёт к незаслуженным упрёкам в противоречии между их теоретическими исканиями, якобы отвергающими политику как безнравственную деятельность, и их практическим участием в политической жизни.

Напротив, мы попытаемся показать, что не отвержение политических форм организации общества было содержанием их философии, а поиск "нравственных начал, которыми государства освящаются"2. Иначе становится совершенно непонятным сожаление Хомякова об утрате государством святости с одной стороны, и с другой - об отсутствии государственного начала в нашей древности. Именно отсутствием государственного начала объясняет он подавленность "всего доброго в жизни частной, в судопроизводстве, в отношении людей между собой"3. Важно отметить, что не государством, а именно его отсутствием подавлено все доброе, что вряд ли было возможно, если государство есть зло. Действительно, не было "ни одного народа, ни одной земли, ни одного государства в мире, которому … можно было бы приписать хотя приблизительно похвалу полного выражения христианской истины или нравственного начала"4. Но ведь речь идет о полноте выражения, а не о способности к такому выражению.

Поразительно, что эти слова цитируются во многих исследованиях для подтверждения мысли о скептическом отношении Хомякова к государству. Но никто как бы не замечает, что на первом месте у него здесь стоят слова "народ" и "земля". И если быть последовательным, то придется признать, что Хомяков отрицает способность нести в себе нравственные начала и у народа, и у "земли".

С нашей точки зрения, то, что философ выстраивает здесь народ и государство в один ряд, говорит о понимании им этих явлений как одинаково сопоставимых с нравственностью, равно призванных нести в себе нравственный смысл, но не как данную застывшую догму, а как развитие духа, развитие веры, достижение правды.

Из рассуждений Хомякова следует, что не государство вообще, а государство, утратившее святость, есть ложь. Государство для него не просто необходимое зло, а выражение достигнутого обществом уровня нравственности. Понимание Хомяковым политических форм организации общества исторично. "Нравственное возвышение общества, свидетельствуя о возрастающей зрелости народа и государства и находя точки отправления или опоры в нравственном и умственном превосходстве законодателей и нравственных деятелей общественных, двигается постепенно и постепенно делается достоянием всех. В законе положительном государство определяет… постоянно свою среднюю нравственную высоту"5.

Надежды славянофилов на то, что государство будет изжито путем религиозно-морального совершенствования, говорят лишь о понимании ими условности, временности этой формы человеческого общежития. Каждый период развития человеческого общества характеризуется определенным достигнутым уровнем нравственности, и каждая форма общежития: община, государство, церковь соответствует степени развития нравственности6.

<...>



1 См., например: Цимбаев Н.И. И. Аксаков в общественной жизни пореформенной России. М., 1978. С. 172.
2 Хомяков А.С. Сочинения в 2-х т. Т.1. М., 1994. С. 488.
3 Хомяков А.С. О старом и новом // Русская идея. М., 1992. С. 58.
4 Хомяков А.С. По поводу статьи И.В. Киреевского "О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России" // Благова Т.И. Родоначальники славянофильства А.С. Хомяков и И. В. Киреевский. М., 1995. С.209.
5 Там же. - С. 229.
6 Употребление славянофилами понятия "нравственность" требует категориального прояснения. В целом их понимание нравственности находится в рамках традиционной для русской философии парадигмы этикоцентризма, в которой все явления общественно-политической и культурной жизни получают свое объяснение исходя из примата духовных ценностей над всеми остальными: политическими, национальными, культурными. Само понятие нравственности трактуется как сфера духовной свободы личности, внутренней личной сознательности и ответственности. Эта область постижения и воплощения внутренних смыслов, в противоположность морализму, являющемуся областью внешнего регулирования и внешних норм. Нравственность соотносится с духовной сферой и нацеливает на постижение духовного Добра как смысла бытия. Мораль соотносится с социальной (внешней) сферой бытия личности и нацеливает на усвоение норм и правил "добропорядочного поведения".

Собственно славянофильская специфика в трактовке нравственности проявляется в соотнесении нравственности не с должным, а с сущим - с истиной. Нравственный идеал славянофилов выражался в категории "правды", в которой совмещаются онтологический аспект - истина как то, что есть, как бытие, сущее; этический - справедливость; социальный - право. В данном случае, на наш взгляд, речь идет не об утрате понятием "нравственность" собственной содержательной специфики, а о философском категориальном синтезе понятий истины, справедливости и закона (права) на основе выявления их духовного смысла. Нравственный - значит соответствующий духу народа, его вере, его правде.

Выводя содержание нравственного идеала из содержания народной веры, славянофилы поставили вопрос об истине как этической категории, сделав попытку осмысления социального идеала как синтеза истины и справедливости.




Назад


Сайт управляется системой uCoz