И.В. Днепровская

г. Чита

[Версия для печати]

ПРИГЛАШЕНИЕ К СОМЫСЛИЮ, ИЛИ ПУТЬ В «БЕЛОВОДЬЕ»*
Вместо рецензии. Отклик на прочитанное и пережитое

Что есть философия? Что есть истина? Чем жив человек? Чем жива Россия? Эти вопросы, вынесенные на обложку книги, заставляют сначала задержать на ней взгляд, заглянуть внутрь – неужто есть ответы? О чем вопрошает автор: о насущном или о вечном, о видимом или о тайне? Что в этих вопросах: постановка научно-философской проблемы или остановка перед тайной?

В первом случае мы будем иметь дело с добротным исследованием, каких немало публикуется по материалам докторских диссертаций, что, конечно важно и нужно, полезно для ума, но, увы, не задевает душу. Но, может быть, нам повезло, и вопросы автора на этот раз обращены не к философии (как познавательной системе), а к нам, к самому себе, к самой тайне. И тогда, нас приглашают к со-мыслию, к удивлению, духовному исканию, к со-философствованию. Ведь философия (тысячу раз прав Кант) начинается не с постановки проблем, а с удивления перед тайной бытия, тайной человека. И от искусства ее отличает то, что от соприкосновения с тайной у художника рождается образ, а у философа мысль.

Вот с этим двойственным чувством открываю книгу. Предваряет ее вполне выдержанная в строгом академическом стиле авторская аннотация: «Философия – это прежде всего учение о человеке. Именно такая философия изложена в данной книге. Первая часть книги является одновременно теоретической философией и философской пропедевтикой. Вторая часть является практической философией, она посвящена философским проблемам человеческого существования: места человека в мире любви, счастья, надежды, несчастья человечества, смысла жизни». И после этого академизма – первая строчка в оглавлении: «Введение: познание «Белого света» и путь в «Беловодье». И так с первой страницы читатель попадает в поле высокого напряжения философской мысли и духовного искания созданного с одной стороны, классическим стилем философствования и изложения, а с другой стороны, личным (и при этом совершенно русским) поиском обетования для души.

Книга Курашова – это концептуальная монография по проблемам теоретической и практической философии. Она охватывает многие разделы всемирной философии, но в то же время это и не сухой обзор или анализ философских доктрин, а заинтересованное приглашение к обсуждению того, что автор пережил, тщательно обдумал. Философское обсуждение многих проблем, живо задевающих индивидуальное бытие каждого, автор часто начинает с очень простых слов: «я много думал над этим вопросом» или «я долго искал для себя ответ на эти вопросы». Такая посылка открывает путь к вашему собственному поиску, вашему интимному философствованию. Философия, по моему глубокому убеждению, дело интимное. И чем значительнее поднимаемый вопрос, тем интимнее. Откровенное философствование освобождает от необходимости укрывать в ненужные термины и без того сокровенное. В «академическом» изложении часто утрачивается смысл философствования. Вместо того, чтобы вскрывать суть, порой просто меняют покрывало, хорошо, если на более прозрачное, а то ведь на еще более плотное. Книга Курашова проникает в душу и открывает сознание к восприятию сокровенного. Идея книги – это приобщение читателя к познанию «Белого света», т.е. мира в целом и бытия в нем человека через поиск путей к самому себе, к своему духовному бытию.

Монография строится по вполне классической схеме: предмет философии, гносеология, онтология, антропология и экзистенциональная философия, социальная философия. Отдается дань и современным запросам – целый раздел посвящен философии образования. Но при этом, разворачивая проблематику того или иного раздела философии, автор высвечивает те аспекты, которые раскрывают перед читателем ее возможности для постижения вечного как насущного. Автор ставит вполне традиционные для философии вопросы, но заставляет их звучать не то чтобы по-новому, а как-то лично заинтересованно. Вот, например, глава, которая в любом классическом труде именовалась бы антропологией, в данной книге называется очень просто и в то же время емко: «Жизнь человека и человечества». Соответствуют этому и названия параграфов: «Где живет человечество? Антропологический смысл геоцентризма», «Сверхестественный мир и знание о нем: С кем живет человечество?». Или возьмем раздел из социальной философии «Нация в общечеловеческом и российском измерениях». Понятно, что содержание раздела не минует пресловутого вопроса о русской идее. Но этот, уже «заговоренный» идеологами и политиками вопрос, задан так, как могли бы его задать себе люди в простой беседе о делах насущных: «Что есть Россия и чем она жива?», «Почему так трудно обустроить Россию и на что надеяться?».

Но все-таки первый вопрос, который задает автор – это вопрос: «Что есть философия?». Есть ли она «высшая игра ума для ублажения души» или «средство просветления ментально-духовной среды»; универсальная методология науки или «сфера творчества мифов, которыми «жив человек»»? Философия – и то, и другое, и третье. Она открывается вам той или иной стороной в зависимости от того, что привело человека к вопрошанию: поиск истины, поиск смысла, поиск себя. Философия утоляет жажду поиска на любом из названных путей, но сначала нужно найти путь к философии. И первая глава книги посвящена исследованию путей к пониманию философии. В. Курашов определяет пять таких путей: через жизненный опыт и естественный лексикон каждого, в который слово «философия», конечно же, входит; через явные определения, содержащиеся в трудах «профессиональных» философов, или как их именует автор «философов от Бога, от Природы»; через анализ истории философии; через рассмотрение областей философии, пограничных с другими областями человеческого знания (наука, религия, искусство); через сопоставление «разных философий», т.е. философских традиций (западной, восточной, российской).

Автор проводит читателя по каждому из путей и в результате получается целостная картина философского знания, представленная в разных направлениях, именах, временных рамках. При этом автор вводит нас в мир философии не как «экскурсовод», знакомящий с достопримечательностями (посмотрите направо, посмотрите налево), а как человек, самостоятельно прошедший этими путями, удивлявшийся и открывавший сам свои «достопримечательности», которые ему потому и дороги, и этими открытиями он делится с вами, хотя не все они обозначены в «экскурсионных справочниках» (философских словарях, учебных пособиях и т.д.) с теми же характеристиками, которые дает им автор.

В. Курашов верно замечает, что основные философские вопросы человек задает себе и окружающим еще в детстве, как только просыпается его сознание, и философские работы не открывают в этом смысле ничего нового. Но каждая «авторская философия» – это новый способ постановки и выражения известных вопросов, круг которых, по мнению автора, невелик: экзистенциональная линия Сократа, интеллектуалистская линия Платона, позитивистская линия Аристотеля, анархистская линия Диогена Синопского, скептическая линия Пиррона, эвдемонистская линия Эпикура, духовная линия Агустина и еще несколько направлений. Однако когда «…старые проблемы, которыми жив человек, излагаются как результат глубоко интеллектуального и чувственно пережитого, тогда и появляется новая философская работа, которая может затронуть умы и чувства людей. Поэтому в философской работе индивидуальность философа не может быть скрыта сухой формой так называемого объективного изложения…».

Философские предпочтения В. Курашова и не скрываются им под маской объективности. В западной философии – это Шопенгауэр, Кант, Ницше; в русской – Достоевский, Соловьев, Франк. Возможно, кому-то покажется странным такое соседство «предпочтений», однако прочтение этих мыслителей Курашовым выявляет общую для них установку: их философия определила совершающийся в конце ХХ века поворот от познания человека в мире – к познанию мира в человеке.

При этом автор со ссылкой на Ницше честно предупреждает читателя, что философы (а значит и сам автор) – пронырливые ходатаи своих предрассудков, настраивая читателя на критическое прочтение.

Философское повествование ведется в книге от наиболее очевидного утверждения: «Я – есть» - к утверждению «Нечто есть». В этом пути от «Я» к «Нечто» разворачивается вся философская проблематика: «Я», «Я и Ты», «Я и Бог», «Я и внешний мир вещей».

Отталкиваясь от доступной каждому очевидности существования «Я», данной нам как в разумности, так и в чувстве, автор ищет обоснование существования значимых для «Я» объектов внешнего мира через цепь вопрошаний и экзистенциональных переживаний. Присутствие в мире другого с наибольшей полнотой утверждается в состоянии любви. И никто не переубедит влюбленного в обратном. Убежденность в существовании высшей персоны – Бога (Высшего Ты) автор основывает на осознании морального закона внутри нас (совести), а через осознание этого закона вопрошание приводит к метафизической проблеме «свободы воли». Вопрос «Почему Я есть» обозначает проблему смысла жизни и т.д. – к высотам метафизических и экзистенциональных смыслов бытия.

Основные проблемы, сформулированные в рамках теоретической философии, находят свое развитие в разделе практической философии: философия любви, философия индивидуального счастья, философия несчастья человечества, смысл жизни человека и человечества.

Что отличает книгу В. Курашова, так это способность и даже некоторое бесстрашие делать предметом философского анализа человеческую жизнь в любом, даже самом обыденном ее проявлении. Так, сформулированные им принципы понимания России, он применяет не только к анализу понятий «русская идея» или «российская ментальность». Читателю предлагается философия русской кухни, в которой предметом философского исследования становится русская водка. В этом нет никакого эпатажа, а есть личная и страстная заинтересованность в болевых проблемах России.

При этом, стоит отметить, что раздел, посвященный исследованию «нации в общечеловеческом и российском измерениях», начинается с серьезной теоретической и методологической проработки путей познания нации.

Смысл жизни человека, нации, человечества автор определяет как познание своей сущности (природы, идеи), выяснение своей идентичности. Инвариантами национальной идентичности автор считает ментальность, традиции и миссию народа. Как смысл жизни отдельного человека и человечества, так и этноса – онтологическая философская проблема, которая имеет общечеловеческий и национально-этнический онтологический аспект (универсальное поле смыслов, задаваемое Природой-Богом человечеству и отдельным народам) и индивидуальный онтологический аспект (миссия человека и этноса в земной жизни, задаваемая Природой-Богом каждому человеку и этносу). Данный раздел монографии, пожалуй наиболее спорная часть книги. Это вполне осознается автором, и он подходит к изложению своей позиции с огромной ответственностью. Данные заметки не имеют целью полемику с автором, поэтому ограничусь лишь обозначением главных «спорных узлов». Идея миссии почти всегда сопряжена с проблемой свободы воли и ответственности. Предлагаемое автором снятие проблемы делением ментальности на «добрую» и «злую» - упрощает проблему. Неоднозначно и постулирование автором неприменимости к нации понятия ответственность. Данный тезис отнюдь не аксиоматичен и требует философского обоснования.

А вот разделы книги, где русская идентичность исследуется через анализ русской сказки, символов и выразителей русской идеи (гениев, героев, святых и святых мест), русской иконы, читаются на одном дыхании с захватывающим интересом. Прочтение Курашовым русской сказки, его видение русской иконы, его осмысление традиции святости – очень личное, что не снижает философской глубины авторской рефлексии, но при этом будит философское воображение читателя и открывает возможность не столько полемики, сколько сомыслия.


* Курашов В.И. Философия: Человек и смысл его жизни. – Казань, 2001. – 351 с.



Назад


Сайт управляется системой uCoz