В.Ш. Сабиров (д.ф.н., проф. кафедры философии НГАСУ),

О.С. Соина (д.ф.н., проф., зав. кафедрой философии НГАСУ)

г. Новосибирск

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ КАК ФИЛОСОФ-ПОЧВЕННИК

Статья подготовлена при финансовой поддержке МО РФ. Грант ГО2-1.1-314

Благодаря трудам русских философов (В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, Д.С. Мережковского, К.В. Мочульского, Ф.А. Степуна, С.Л. Франка, Л. Шестова и др.), исследованиям западных ученых (Р. Лаута, Р. Гвардини, Д. Барсотти и др.) Ф.М. Достоевский по праву занял место одного из величайших мыслителей человечества. И это несмотря на то, что писатель не написал ни одного собственно философского трактата. По словам Г.В. Флоровского, "в историю русской философии Достоевский входит не потому, что он построил философскую систему, но потому, что он широко раздвинул и углубил самый метафизический опыт"1. Действительно, это так. Ф.М. Достоевский по сути дела заложил новую парадигму в области философской антропологии, этике, философии истории и культуры. Однако, если сделать попытку спецификации философского наследия великого писателя, то мы вынуждены будем соединить ряд прочно устоявшихся в историко-философской науке утверждений, которые в существе своем исключают друг друга. Во-первых, в истории русской философии Ф.М. Достоевский рассматривается как религиозный (христианский) мыслитель. Во-вторых, Ф.М. Достоевского по праву причисляют к основоположникам экзистенциальной философии. В-третьих, он квалифицируется как философ-почвенник, создавший некую социально-историческую утопию мессианского толка. Какие же противоречия можно здесь констатировать? Обозначим их. Если Ф.М. Достоевский, действительно, христианский мыслитель, утверждающий Евангельские истины, то он не может быть представлен как одиозный идеолог идеи национальной исключительности русских (для Христа все люди равны, независимо от их этнического происхождения). Если автор "Записок из подполья" - философ-экзистенциалист, раскрывающий универсальные законы человеческого бытия, то как уместить их в прокрустово ложе представлений о некоей уникальной особенности русского народа-богоносца. Если Ф.М. Достоевский - религиозный мыслитель, переводивший на язык художественных произведений и публицистики свой глубокий опыт откровения христианских истин, то его можно только с рядом существенных оговорок причислить к ряду философов-экзистенциалистов (типа Л. Шестова, Н.А. Бердяева, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, А. Камю и т.п.). На основании вышесказанного можно сделать два вывода относительно существа философского мировоззрения Ф.М. Достоевского. Во-первых, утверждать, что оно является эклектичным, в какой-то степени диффузным, не поддающимся строгой логической фиксации, и потому, следовательно, мы вынуждены отказать великому писателю в цельности и целостности его воззрений на Бога, человека и мир. Во-вторых, наоборот, предположить, что в историко-философской науке в отношении взглядов и миросозерцания Ф.М. Достоевского в целом сложились не совсем точные представления, которые нуждаются в некоторой корректировке и переосмыслении. Мы склоняемся ко второму выводу и полагаем, что в основании отмеченных выше кажущихся противоречий в воззрениях писателя лежит одностороннее истолкование почвенничества Ф.М. Достоевского, которое, с нашей точки зрения, не сводимо ни к национальной идее, ни к мессианизму и, тем более, к шовинизму. "Мы вовсе не такие почвенники, - писал Ф.М. Достоевский, - чтоб отвергать общечеловеческий идеал и, призывая к почве, - тупить людей, суживать их горизонт и стеснять горизонт. Мы потому, главное, не таковы, что христиане, вполне христиане. А первый догмат христианства - общность закона для всех, общность идеала, все братья"2. Итак, зададимся целью осмыслить идею почвы в творчестве русского писателя и на основании этого концептуализировать его философское миросозерцание, представив его как оригинальное, цельное и целостное видение мира и человека.

Достоевский как философ

Спрашивается, на каких основаниях великого писателя можно квалифицировать в качестве мыслителя? Во-первых, это связано с тем, что Ф.М. Достоевский в большинстве своих художественных произведений обращается к метафизическим вопросам, составляющим важнейшую характеристику философского знания. Метафизические вопросы в качестве предметной основы имеют сверхчувственную реальность и представляют собой рефлексию над смыслом человеческой жизни, культуры, истории, бытия в целом. К метафизическим относятся также, так называемые, роковые или "вечные" вопросы: о Боге, бессмертии, свободе, природе и происхождении зла и т.д. Ф.М. Достоевский поднял в своем творчестве очень много тем с метафизическим измерением и глубиной, которые и придают его художественному творчеству и публицистике философский смысл и философскую значительность.

<...>



1 Флоровский Г.В. Пути русского богословия. М. 1990. С. 344.
2 Неизданный Достоевский. Записные книжки и тетради 1860 - 1881 гг. М. 1971. С. 256.



Назад


Сайт управляется системой uCoz