А.Е. Зимбули (д.ф.н., проф. кафедры этики и эстетики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена)
г. Санкт-Петербург
СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ
Кто их знает, может, волк прав, а овца виновата Финская пословица
Длительная борьба за справедливость поглощает любовь, породившую её А. Камю
Суди лишь тогда, когда выслушаешь обе стороны Японская пословица
Справедливость - одна из наиболее значимых человеческих ценностей. В самом деле, испокон веков люди чтили справедливость, нравственный порядок во взаимоотношениях - причём настолько чтили, что нередко, отстаивая справедливость, могли очутиться по разные стороны от линии фронта или по разные стороны баррикады. То и дело победители, с честью вышедшие из суровых испытаний, по прошествии непродолжительного времени оказывались в роли угнетателей. Высокие идеалы постепенно выхолащивались и становились пустым звуком, победа оборачивалась поражением, законная гордость - сомнением, а то и чувством вины, тяжким позором. Нам, россиянам, похоже, довелось угодить в подобную реторту, над которой и сейчас ещё колдует величайший из алхимиков - История.
Значимость справедливости достаточно красноречиво подтверждает, например, тот факт, что в античной древности, на греческом Олимпе, за справедливость отвечали целых две богини: Немезида и Дике. Что характерно - и та, и другая были дочерьми Зевса (это может свидетельствовать об их высоком статусе). Между ними утвердилось разделение труда - Немезида следила за тем, чтобы люди и боги выполняли законы, а Дике карала тех, кто законам не подчинялся. Немезиду нередко изображали с весами, тогда как Дике - с мечом. Но - удивительное дело! - даже две старательные богини так и не смогли обеспечить справедливости ни на земле, ни на небесах. Более того, именно у Немезиды (всё от того же Зевса) в своё время рождается дочка - прекрасная Елена, которой суждено стать жестоким наказанием для рода людского, из-за которой и боги перессорятся, и Троя будет повержена, и без счёта героев падёт во время знаменитой девятилетней войны.
Впрочем, не будем разбираться, кто прав, кто виноват в тех давних событиях. Но, отталкиваясь от них, мы уже можем всерьёз задуматься - а не утопична ли ценность, которая за долгую человеческую историю так и осталась в разряде эфемерных, несбыточных? МОЖЕТ БЫТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ - ЭТО НЕ ЧТО ИНОЕ КАК ХИМЕРА, отвлекающая людей от других, более реальных и важных дел? Кстати, нельзя исключать именно такого вывода. Ведь велись же долгое время поиски то философского камня, то вечного двигателя...
"Иллюзия бессмертия" - так назвал свою книгу писатель К. Ламонт, и развенчал в ней несбыточность людских стремлений продлить жизнь до бесконечности1. Может, кто-то уже пишет книгу о несбыточности справедливости? Не знаю. Но покуда эта книга ещё не написана, попробуем-таки выяснить, что же заставляло и заставляет людей искать справедливости, что подразумевалось и подразумевается под этим словом.
Прежде всего, бросается в глаза, что справедливость - понятие парное. Наподобие того, как предполагают и проясняют друг друга понятия "верх" и "низ", "восток" и "запад", "свет" и "тьма", точно так же друг без друга немыслимы понятия "добро" и "зло", "справедливость" и "несправедливость". А возникает проблема справедливости/несправедливости из-за того, что субъекты взаимодействуют в пространстве ограниченных возможностей и пересекающихся интересов.
Иными словами, если бы субъекты - отдельные люди, другие существа, или группы людей, других существ - были всесильными, если бы их интересы могли быть реализованы без столкновений, притеснений и обид, - самой проблемы бы попросту не существовало. Но в реальной жизни нам неведом некто, способный быть в одно и то же время всесильным, всемилостивым, абсолютно необидчивым. А стало быть - в реальной жизни существует проблема несправедливости и существует тяга к справедливости.
Где же люди обычно ищут справедливости, или - если отталкиваться от несправедливости - что вызывает наиболее острое чувство негодования, когда речь идёт о нравственном порядке в их взаимоотношениях? Алексис Токвиль (1805-1859), французский мыслитель, много и полезно рассуждавший о проблемах общественной жизни, подметил, что люди нередко переживают неравенство острее, чем несвободу. И действительно, мы можем вспомнить немало ситуаций обидного и даже жестокого неравенства. Так значит, путь к справедливости лежит через равенство!? - предположим мы и будем не очень далеки от извечных поисков искателей разумного и доброго порядка на земле. Да, уже в древности люди додумались до так называемой уравнительной справедливости. Всем поровну. Казалось бы, простенько и надёжно. Но тут нас подстерегает серьёзная закавыка.
Ч. Дарвин, путешествовавший вокруг света на корабле "Бигль" и описавший свои впечатления в книге "Путешествия натуралиста", рассказывает, что по прибытии на Огненную Землю европейцы подарили туземцу шерстяное одеяло. И тот - в полном соответствии со своими представлениями о справедливости -... разорвал подарок на узенькие полоски, по числу соплеменников. Абсурд! От разделённой ценности ничего не осталось. Не будем строго судить человека, не ведающего радостей, даримых одеялом и постельным бельём, но мы-то можем представить другие, не абсурдные способы справедливо обойтись с одеялом?
<...>
1 Ламонт К. Иллюзия бессмертия. М. 1984.
|
Назад
|