М.В. Васильева (аспирант кафедры философии НГАСУ)
В.С. Никифоров (проф. Новосибирской государственной академии водного транспорта)
г. Новосибирск
КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОГО ЕДИНСТВА: МОСТ МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ
Сущность культуры социального единства
В свете новых представлений об основах и сущности консерватизма, его следует рассматривать как социокультурное явление, а культуру - как питательную среду консерватизма. Культурный человек всегда до известной степени консервативен, и наоборот. Опора на традиции, четкие моральные критерии, охранение "святынь", что, собственно и составляет консерватизм, представляет собой саму суть культуры. В таком случае консерватизм уже не может представляться как нечто незыблемое, статичное, ведь культура, на наш взгляд, образование системное, динамичное, связанное с целеполагающей деятельностью общества, с использованием широкого набора социальных механизмов и институтов. Статичность, "застылость" культуры означает отсутствие современных, адекватных средств и способов культурного взаимодействия.
Все это в полной мере относится к культуре социального единства как явлению, феномену, факту социальной практики.
Единство определяет само существование человека и человеческого: "Оставаясь человечески конкретным, единство человечности явно свертывает в себе сообразно природе своей определенности все в мире, - писал немецкий средневековый философ Николай Кузанский. - Сила ее единства все охватывает, все замыкает в пределах своей области. <...>свойство единства - развертывать из себя все сущее, поскольку единство есть бытие, свертывающее в своей простоте все сущее"1. Бердяев подчеркивал значение духовного единения и исторической общности: "Существует единство человечества, но это есть единство духовное, единство судьбы"2.
Синтезируя современные определения культуры3, можно отнести к культуре единства то основное, родовое, что составляет ядро культуры вообще, все то, что относится к существу человеческих отношений, созданию мира, противостоящего природе: традиции, обычаи, ритуалы, обряды; формы, способы и механизмы организации; системы социальных норм; отношение к внешней природе и к своей социальной среде; социальные институты и учреждения.
Говоря о культуре общества в самом сущностном ее понимании, мы придем к выводу, что речь идет на самом деле о культуре единства; культура и возникла как средство, форма, способ единения, укрепления связей, согласования действий, выработки общих основ поведения в обществе.
Зарождение культуры единства ознаменовало путь от "детства человеческого рода", как назвал Энгельс самую низшую ступень человеческого общества, через дикость и варварство к зачаткам цивилизации. У рода (фратрии, племени, союза племен) не было никаких других способов организации внутренней среды, кроме определенных социальных норм, и внешней среды, кроме войны. Расслоение общества привело к распаду старой, родовой культуры единства. "Расслоенное" общество может существовать только с участием некоей внешней силы - государства.
Отсюда следует, что в чистом виде культура единства может существовать только в родовом обществе. Более того, можно выдвинуть предположение, что нет другой культуры единства, кроме родовой. То есть родовая культура - это первичный элемент. Он может существовать или не существовать, оказывать или не оказывать влияние на жизнь общества, но другой культуры попросту не существует.
Только принадлежностью к определенному роду можно охарактеризовать единство. Это явление не историческое, а врожденное, изначально присущее, онтологическое.
<...>
1 Цит. по: Мир философии. М. 1991. Ч. II. С. 9-10.
2 Там же. С. 49.
3 Философский словарь (Под ред. И.Т. Фролова). М. 1981. С.73; Философский энциклопедический словарь. М. 1989. С.293; Философский энциклопедический словарь. М. 2000. С.229
|
Назад
|