В.Ш. Сабиров (д.ф.н., проф. кафедры философии НГАСУ)

г. Новосибирск

ИДЕЯ СПАСЕНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ*

РУССКАЯ ИДЕЯ

Без высшей идеи не может
существовать ни человек, ни нация.
А высшая идея на земле лишь одна и именно - идея о
бессмертии души человеческой, ибо все остальные
"высшие" идеи жизни, которыми может быть жив
человек, лишь из нее одной вытекают.
Ф.М. Достоевский

Можно без преувеличения сказать, что русские имеют
самую глубокую по сути и всеобъемлющую национальную идею
- идею спасения человечества.
В. Шубарт

Есть два явления, которые связывают с новым временем сына ХIХ века, сына
бюргерской эпохи, защищая его от оцепенения и духовной смерти и прокладывая
перед ним мосты в будущее, - явление Ницше и явление русской идеи.
И то, и другое. Это явления очень разного национального характера, спору нет,
с первого взгляда не скажешь, что между ними есть какая-то связь.
Тем не менее у них есть общий решающий и сверхнациональный момент:
оба они религиозны в новом, жизненно важном смысле,
имеющем большое будущее.
Т. Манн


По словам В.В. Зеньковского, "философия есть там, где есть искание единства духовной жизни на путях ее рационализации"1. В этом высказывании заложен глубокий смысл, суть которого состоит в том, что философия выполняет в культуре интегрирующую функцию, рационально оформляя доминирующие в психологии народа или в конкретной культурной тра-диции принципы жизнеустройства. Следовательно, разнообразие народов и культур с неизбежностью должно порождать вариативность типов философствования. Так оно и есть. Сошлемся здесь на авторитет Гегеля, который на этот счет писал следующее: "…у данного народа появляется определенная философия, и эта определенность, эта точка зрения мысли, есть та же самая определенность, которая пронизывает все другие стороны народного духа; она находится с ними в теснейшей связи и составляет их основу. Определенный образ философии одновременен, следовательно, с определенным образом народов, среди которых она выступает, с их государственным устройством и формой правления, с их нравственностью, с их общественной жизнью, с их сноровками, привычками и удобствами жизни, с их попытками и работами в области искусства и науки, с их религиями, с их военными судьбами и внешними отношениями… Она есть высший цвет, она есть понятие всего образа духа, сознание и духовная сущность всего состояния народа, дух времени как мыслящий себя дух. Многообразное целое отражается в ней, как в простом фокусе, как в своем знающем себя понятии"2. Если конкретизировать это положение примерами, то можно сказать что, предположим, британская мысль не создала фактически ни одной развернутой онтологической системы. Ее интерес в основном сводился к гносеологической и моральной проблематике, а истина, равно как и добро, трактовались англоязычными мыслителями сугубо функционально. Истина и добро понимались как польза. Таким образом, утилитаризм и эмпиризм британской философии, отражающий коренную особенность менталитета островного народа, и послужил тем рациональным принципом, который объединил данную культуру в единое целое. Другое дело - германская философия, имевшая тенденцию придавать знанию абсолютный характер и заключавшая это знание в грандиозные теоретические системы, которые стали выражением и воплощением немецкой тяги к порядку. Таким образом, философия рационализирует определенный принцип или принципы жизни, которые в действительности объединяют людей, превращая их в один народ или нацию, разные формы культуры (искусство, мораль, право, фольклор и т.д.) - в одну культурную традицию, разнообразие религиозного опыта - в один тип духовности. Данные рассуждения подводят нас к мысли о том, что корень своеобразия русской философии следует связывать с особенностями национального менталитета.

Феномен русского менталитета

Понятие менталитета, вошедшее в последние годы в широкий научный и культурный оборот, очень часто употребляют некорректно, смешивая его с понятиями "национальная психология", "национальный характер", "душа народа" и др. Под менталитетом мы понимаем определенный способ восприятия, оценки, переживания и осмысления действительности, типичный для конкретной исторической общности людей или социальной группы. Понятие менталитета фиксирует формальную сторону психики и поведения людей, способ организации мыслительного и ценностного содержания сознания. Благодаря менталитету народ или нация сохраняют свою идентичность, от поколения к поколению воспроизводя, преимущественно на бессознательном уровне, один и тот же тип сознания, поведения и образа жизни людей. Разрушение или хотя бы деформация менталитета чреваты вырождением и гибелью соответствующей исторической общности людей. Если менталитет британцев и вообще англоязычных народов основан на утилитарном интересе к миру, немцев - на идее порядка, евреев - на идее богоизбранности данного народа, то русский менталитет зиждется на вере, на стремлении к абсолютной ценности, которая воспринимается как единство Истины и Жизни. Русский верит в то, что дает его жизни смысл и спасение. Его образ жизни и поведение зависят от того, верит он или не верит, а если верит, то во что и как он верит. Л.П. Карсавин писал по этому поводу: "Русский человек не может существовать без абсолютного идеала, хотя часто с трогательной наивностью признает за таковой нечто совсем неподобное… Докажите ему отсутствие абсолютного (только помните, что само отрицание абсолютного он умеет сделать абсолютным, догмою веры) или неосуществимость, даже отдаленность его идеала, и он сразу утратит всякую охоту жить и действовать. Ради идеала он готов отказаться от всего, пожертвовать всем: усумнившись в идеале или его близкой осуществимости, являет образец неслыханного скотоподобия или мифического равнодушия ко всему"3.

<...>



* Продолжение. Начало: "ШКОЛА МЫСЛИ". 2003. № 3.
1 Зеньковский В.В. История русской философии. М. - Ростов-на-Дону, 1999. С.16.
2 Гегель Г.В.Ф. Отношение философии к другим областям // Хрестоматия по философии. М., 1997. С. 15-16.
3 Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея. Пг., 1922. С.78.



Назад


Сайт управляется системой uCoz