А.В. Сарапульцева (к.ф.н., доц. Уральского государственного экономического университета, докторант УрГУ)
г. Екатеринбург
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ МЕЙЕР: ЖИЗНЬ - СЛУЖЕНИЕ
А.А. Мейер в отличие от многих своих современников русских философов "серебряного века" сегодня неизвестен широкой публике, его произведения не переиздаются (исключение составила только опубликованная в 1992 г. в журнале "Вопросы философии" статья "Религиозный смысл мессианизма"), в его, казалось бы, очень простой биографии, до сих пор есть белые пятна; ряд работ, преимущественно статей в периодической печати, исследователями так и не найдены, а некоторые из публикаций рассматриваются как "предположительно принадлежащие" мыслителю. А.А. Мейер философ религиозный, прошедший в своем духовном становлении, как и многие его современники, период увлечения идеями марксизма, затем анархизма, и пришедший, в конце концов, к осознанию кризиса европейской культуры, к поискам христианской философии спасения с ее глубочайшей верой в победу духа.
Александр Александрович Мейер родился 10 (22) октября 1875 г. в Одессе. Его отец (немец по происхождению) был разносторонне образованным человеком, интересовался математикой и философией, преподавал древние языки в гимназии. В семье разговаривали на немецком. Однако родителей А.А. Мейер рано потерял, его с братом воспитала тетка, в семье которой он получил и первое религиозное воспитание.
В 1894 г. после окончания гимназии Мейер поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета (Одесса), но еще в гимназии попавший под влияние революционно настроенных друзей, Александр принимал участие в работе марксистского кружка и в июне 1895 г. был арестован за пропаганду среди рабочих. За арестом последовали заключение и ссылка в г. Шенкурск. Эти несколько лет не прошли для мыслителя даром: в ссылке он продолжал заниматься языками и вскоре мог читать практически на всех европейских языках; тогда же Мейер заинтересовался современной западной философией. Он активно переводил - работы П. Барта, Э. Маха, Ф. Йодля, Р. Штаммлера и других.
После возвращения в Одессу в 1902 г. А.А. Мейер вновь поступил в университет, однако, вскоре вновь был выслан, а затем неоднократно арестовывался за организацию рабочих кружков, выступления и лекции, демонстрирующие его революционно-демократические настроения. Мейер придерживался марксистских взглядов, но вместе с тем и критиковал марксизм за односторонность, внимание только к экономической стороне общественной жизни. В конце 1906 г. мыслитель поселился в Санкт-Петербурге, где вошел в круг писателей и философов, сплотившихся вокруг журналов "Новый путь" и "Вопросы жизни", занимался литературной и преподавательской работой.
В 1906-1908 гг. тематика работ А.А. Мейера коренным образом меняется. Мыслитель продолжал критику марксизма, но на этот раз опирался на идеи анархизма (статьи "Бакунин и Маркс", "Прошлое и настоящее анархизма"), пытаясь дать им религиозно-мистическое обоснование; в анархизме его привлекало ощущение свободы, революционное нетерпение, свободное творчество. Начиная с 1908 г., он становится членом Санкт-Петрбургского Религиозно-Философского общества, где делал доклады и регулярно выступал в прениях, не прекращалась и его преподавательская деятельность: отчеты о лекциях и докладах А.А. Мейера появлялись в периодических изданиях. Писал он статьи по истории древнегреческой и немецкой философии, выступал как пропагандист (статьи "Правда и неправда социализма" и "Великий немой"), особое же внимание уделял религиозной тематике, пытаясь найти совмещение христианского и коммунистического идеалов. Он принял участие в Обращении к Временному правительству от Совета Русского философского общества, в котором были изложены основные положения предлагаемого законопроекта об отделении Церкви от государства и возможного плана действий в этом направлении. Проблеме новой социальной роли и места Церкви в обществе посвящена работа А.А. Мейера "Церковь и государство" (1917).
Октябрьский переворот 1917 г. был воспринят мыслителем негативно, предчувствуя надвигающуюся катастрофу, ощущая масштаб губительных процессов, происходивших в российском обществе на уровне личного переживания, личной реальной трагедии и вместе с тем, отдавая себе отчет в их неизбежности, А.А. Мейер предлагал представителям интеллигенции исполнить свой долг перед Отечеством: "…должен прозвучать сильный голос разума и совести… К смятению народной души нужно подойти без политических соображений и партийных страстей, а этически, со стороны духовной культуры. …Душа народа растлевается - в этом опасность для будущего страны. Демагогия - не политическое преступление, а преступление против общественной нравственности. Юридически пусть это неточно, но морально мы вправе так смотреть. …Нужно заявить, что вопрос о спасении России - вариант вопроса о торжестве "идеалов всякого рода" (ценностей мало реальных)1. Здесь очень четко проявляется одна из характерных для философии Мейера черт - для него борьба за истину невозможна вне морального и религиозного измерений.
После революции А.А. Мейер преподавал, занимался общественно-просветительской деятельностью (в 1919 г. стал одним из членов-учредителей Вольной философской ассоциации (Вольфилы), возглавил в ней отдел истории философии). В это время вокруг А.А. Мейера и Г.П. Федотова сформировался домашний религиозно-философский кружок, в котором в основном и протекала дальнейшая духовная эволюция мыслителя. В этот кружок в разные годы входили А.С. Аскольдов-Алексеев, А.В. Карташев, М.М. Бахтин, Н.П. Анциферов и др. Д.С. Лихачев писал, что это была "одна из наиболее значительных философских и религиозных организаций в Петербурге"2. Проблемы, которые обсуждались на "вторниках" выстраивались вокруг центральной для А.А. Мейера "идеи личности", и исходя из этого роли и целях христианства в новой исторической реальности. Ставились перед членами кружка и миссионерские цели: известно, что религиозные беседы Мейер вел и со своими студентами.
<...>
1 Мейер А.А. Философские сочинения. Париж, 1982. С. 16.
2 Лихачев Д.С. Об Александре Александровиче Мейере. Цит. по: П.В. Алексеев. Философы России ХIХ-ХХ столетий. М., 1999. С. 512.
|
Назад
|