М.А. Дерябина (аспирант каф. философии НГАСУ)
г. Новосибирск
РОЛЬ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИДЕНТИЧНОСТИ
Один из наиболее глубокомысленных вопросов, с которым неизбежно сталкивается человек, является вопрос: "Кто я такой?". Он становится актуальным при поиске идентичности, подспудно им задаются при выборе жизненного пути, исканий смысла и цели жизни. Ответить на этот вопрос - значит, в первую очередь, выразить свою принадлежность - как собственному телу, имени, полу, так и группе, малой родине, государству, нации и т.д. В зависимости от типа принадлежности нами выделяются, так называемые, коллективные идентичности - гендерная, субкультурная, региональная, политическая, национальная и т.д. Но идентичность, прежде всего, является атрибутом личности; она характеризует целостного человека, осознавшего "самопринадлежность", и, в строгом смысле, не сводима к его природному и социальному бытию. Поэтому в разговоре об идентичности главным становится вопрос личностной самоидентификации.
Поиск идентичности, или "самопринадлежности", связан с формированием у человека системы представлений о себе, или, иначе, своего образа. Этот образ не сводим как к чисто субъективному отражению человека, так и к сумме представлений о нем, существующих в чужом сознании, а обладает вполне реальным бытием, в точности передающим отношение индивида к самому себе и его отношения с миром.
Идеальный вариант таких отношений заложен в христианской антропологии. Человек, являясь образом и подобием Божьим и поступая согласно этой истине, способен реализоваться как личность. Этой формулой предельно просто решается вопрос личностной самоидентификации - вопрос обретения человеком достойной его природы принадлежности.
Формирование "я-образа" идет по уже имеющемуся в культуре образцу. Невозможно предположить (как бы с этим не соглашалась отдельная индивидуальность) чтобы каждый человек, а по земле нас прошел уже не один миллиард, смог изобрести свой собственный неповторимый образ. Тогда была бы невозможна типология как таковая, а мы говорили бы лишь о персональной идентичности - ведь личность предполагает общность людей, заключающуюся в их принадлежности образу Божьему. Неповторимость следует искать не в определенном наборе черт, привычек и т.д., отличающих одного человека от другого, а в глубинных сферах личности, отражающих суть отдельного человека.
Таким образом, нами признается необходимость существования некоего эталона, необходимость Другого, которому мы уподобляемся; в лучшем случае - это Бог, первообраз, в худшем - поп-образы - все, что предлагает массовая культура. Человек волен выбирать между имеющимися образцами, что допускается и христианством, и правовыми институтами, провозглашающими свободу прав человека. Но одновременно человек жестко ограничен со всех сторон и заранее определен - начиная с внешнего вида, эпохи, в которую он, по выражению Хайдеггера, "заброшен", культуры, языка и образования, и заканчивая постоянно встающими на его пути социальными ограничениями (ограничение свободы выбора). Идентификация - всегда ограничение, она предполагает предпочтение одной возможности в ущерб другой (выбор одной альтернативы исключает другую). Значит ли это, что самоопределившийся человек вынужден себя во многом ограничить и только так получить необыкновенную свободу, которую способно дать знание ответа на вопрос "Кто я, и куда я иду?". Что при этом приобретается - закостенелость или мобильность, является отдельным вопросом, мы же рассмотрим, как происходит выбор человеком того или иного пути, как им совершается поиск и формирование своего образа.
Значимые события жизни, сопровождавшиеся сильными эмоциями и запечатленные памятью, оказывают несомненное влияние на создание "я-образа". Воздействие этих событий обычно без труда отмечается как специалистами, так и самим человеком при рассмотрении им оснований своих "самопредставлений". Данные события можно назвать динамичными, поскольку они целиком зависят от активной деятельности индивида и связаны с влиянием на него других людей, так или иначе входящих в круг его общения. Иное дело - предметная среда, достигающая своей наибольшей представленности и значимости в архитектуре. Ее влияние на формирование данного образа нередко остается незамеченным и обнаруживается лишь при более тщательном рассмотрении. Предметную среду можно охарактеризовать как статичное событие, основанное по большей части на бессознательном созерцании, на постоянном переживании, не поддающемся рефлексии. Такое событие непосредственно связано с повседневностью: предметная среда становится настолько привычной, что перестает замечаться.
Одно из условий самоидентификации усматривается в привыкании. Когда среда больше не удивляет, она начинает восприниматься как свое - ее нормы, ценности и образцы включаются в личный мир человека и выдаются им за собственные; когда мысли Другого невозможно отличить от своих, происходит идентификация (при условии, что мы не говорим о плагиате или обычном подражательстве). Можно утверждать, что со статичной составляющей среды обитания, обладающей известной пассивностью и медленнее поддающейся изменениям, человек свыкается быстрее, нежели с динамичными событиями. Значит, статичное в данном процессе является первичней и в чем-то главней: за предметной средой признается некоторая надежность, позволяющая рассматривать ее как точку опоры, как отправной пункт на путях человеческой самоидентификации.
Пройдясь по незнакомому городу и составив о нем некоторое представление, мы начинаем чувствовать себя более адекватно и комфортно, и можем с легкостью приступить к обживанию иных, уже не пространственных территорий. Не секрет, что приезжие отличаются от постоянных жителей, как внешним видом, так и типом поведения, особой артикуляцией и жестикуляцией, даже отличаются разительно. Но, приехав в другой город и пожив там некоторое время, намного ли мы будем отличаться, например, от истинного москвича и будем ли мы также походить на коренного новосибирца? Скорее мы для своего же блага переймем существующие в этом пространстве манеры и тип поведения и со временем, неприметно для себя, будем почитать их за свои. А с другой стороны, мы можем так и остаться чужаками, все зависит от многих обстоятельств…
Таким образом, есть как минимум два аспекта, два события, оказывающих влияние на идентификационные процессы человека: его предметное и социальное окружение. Оба этих события объединяются как составные части всеобъемлющей среды обитания. Мы остановимся на рассмотрении ее статичной составляющей, а именно, проанализируем взаимосвязь процессов человеческого самосознания с пространственным (архитектурным) окружением человека.
<...>
Назад
|