В.В. Куликов (к.ф.н., доц., проф. каф. философии Забайкальского государственного педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского)

г. Чита

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТАФИЗИКА ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время представители всех политических сил ратуют за возрождение России, причем каждая из этих сил понимает данный процесс по-своему. Но одно несомненно: едва ли можно возродить Россию без воссоздания тех глубинных основ, которые соответствуют мировоззрению русского народа и его национальному самосознанию. При всем уважении к так называемым "общечеловеческим" ценностям (кстати, их содержание - предмет дискуссии), следует признать, что у каждого народа есть самобытные, выработанные именно им идеи, которые служат основой для построения им своей жизни. Есть чрезвычайно значимые идеи и чисто русского происхождения, дающие возможность развивать национальное образование.

Понимание роли образования в отечественной культуре является необходимым элементом общей культуры любого гражданина общества, тем более человека, причастного к образовательно-воспитательному процессу. Без этого понимания так и останется тайной характер русского человека, до конца не может быть понята "русская идея", идея "русского пути", которые, наверное, пока существует русский народ, будут объектом размышлений. А представление о самом образовании будет явно поверхностным без обращения к русской философии, которая буквально с момента своего возникновения была озабочена проблемой человека: его сущностью, существованием, совершенствованием, местом в мировом универсуме.

Русская культура всем своим развитием демонстрирует органическую связь философии и образовательного процесса в нашей стране, непосредственное или опосредованное влияние философии на понимание целей и идеалов образования, которые неизбежно вписываются в определенный общефилософский контекст.

В настоящее время мир находится в состоянии, которое без каких-либо оговорок можно оценить как кризисное. Оно особенно характерно для рубежа веков, когда, о чем свидетельствует история, как правило, происходят коренные изменения в самых значимых для людей условиях жизни. Мир теряет свою относительную стабильность, определенность, предсказуемость. В условиях такого мира человек теряет под ногами "почву", испытывает духовный дискомфорт, у него исчезает чрезвычайно важное чувство - сопричастность этому миру.

История показывает, что, начиная с эпохи Просвещения, многие западные страны неоднократно оказывались в состоянии кризиса. И не могли найти более эффективного средства для его преодоления, чем образование. Именно оно выражало дух времени, открывало перспективу развития, приближало будущее, способствовало освобождению от всего отжившего, закостеневшего, помогало без потрясений перейти от старого к новому.

Становление и развитие современной системы образования в ее основных чертах связано, как известно, с именами Я.А. Коменского (1592-1670), И.Г. Песталоцци (1746-1827), Ф. Фребеля (1782-1852), И.Ф.Гербарта (1776-1841), А. Дистервега (1790-1866), Дж. Дьюи (1859-1952) и др. Разработанные ими философско-педагогические идеи послужили основанием научной педагогики и классической модели образования. За время своего функционирования в течение примерно двух столетий эта модель, обладавшая существенным потенциалом, обеспечила успехи европейской культуры и цивилизации. По словам А.П. Огурцова, "общая и обязательная система начального и среднего образования, которую сформировал целый ряд мыслителей, … воплотилась в практике не только нашей страны, но и всех европейских стран. Это - достижение мировой цивилизации, тот необходимый инвариантный уровень, на котором зиждется все дальнейшее образование"1.

В начале ХIХ века в рамках немецкой классической мысли разрабатывается новая философская концепция образования, стержневая идея которой - самосозидание, самоформирование личности. И.Г. Гердер (1744-1803), В. Гумбольдт (1767-1835), Г.В.Ф. Гегель (1770- 1831) заложили основы процесса гуманитаризации образовательного процесса, провозгласили право личности на образование, на формирование себя в качестве объекта культуры. Эта концепция стимулировала поиски новых форм образования, послужила базой для ряда педагогических реформ, сориентированных на культурно-гуманитарные идеалы.

В частности, Гегель утверждает, что человек, с одной стороны, есть природное существо, и в этом качестве ведет себя сообразно своему произволу и случаю, не отличает существенного от несущественного. С другой стороны, человек существо духовное и разумное, и с этой стороны "он не бывает от природы тем, чем он должен быть2, поэтому он нуждается в образовании. Животному образование не нужно, т.к. оно от природы есть то, чем должно быть. Человек же характерен тем, что он поднимается над непосредственным и природным; этого требует от него духовная, разумная сторона его существа. "Общая сущность человеческого образования, - излагает Х.-Г. Гадамер концепцию Гегеля, - состоит в том, что человек делает себя во всех отношениях духовным существом"3.

Для человека образование - подъем к всеобщему, считает Гегель, и это выступает для него задачей. Когда человек отдается частностям, например, слепому гневу, несвойственному ему или недостижимому интересу, когда из-за превратностей судьбы теряет терпение, он необразован. Такой человек не способен к абстрагированию, т.к. не может отвлечься от самого себя и подняться к всеобщему, в стихии которого и пребывает образованный человек.

<...>



1 Образование в конце ХХ века (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 1992. № 9. С. 18.
2 Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. В 2 т. Т. 2. М., 1971. С. 61.
3 Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988. С. 54.



Назад


Сайт управляется системой uCoz