Е.Ф. Быковская (к.ф.н., ст. преп. каф. философии НГАСУ)

г. Новосибирск

ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Революция 1917 г. в корне изменила социокультурную ситуацию в России. Идеологии марксизма-ленинизма были подчинены все без исключения сферы жизни, в том числе и образование. Идеологи советской школы (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский) жестко и четко формулировали образовательные и воспитательные задачи. И это был, безусловно, положительный момент их образовательной стратегии. Однако теоретическое содержание этих задач требует предметной философской рефлексии.

Коммунистическая мораль. Идея коммунистического воспитания насквозь была проникнута коммунистической моралью. Поскольку молодежь, учил Ленин, должна "воспитать из себя коммунистов ... надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения ... было воспитанием в ней коммунистической морали"1: этика и идеология здесь в точности совпадали. Система воспитания ориентировала молодого человека на определенный идеал поведения. Будущему "строителю коммунизма" было необходимо учиться на "отлично", отдавать свои силы на общее дело, быть верным коммунистической идее, активно и созидательно участвовать в строительстве "светлого будущего".

Коммунистическая мораль по-своему понимала человеческие ценности. Например, смысл жизни человека заключался "в созидательном труде и социально-преобразующей деятельности, в ходе которой формируются предпосылки для ... развития способностей человека" 2. Отсюда выводилось понимание счастья как "наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия"3, как гармонии и единства личных и общественных интересов.

Обращает на себя внимание особое понимание коммунистами совести. В отечественной культуре совесть понималась как функция интуиции, корни которой уходят в духовную глубину личности. Совесть была "внутренним Богом" человека. Поэтому жизнь по совести была всегда исключительно индивидуально-личной жизнью, духовно-углубленным отношением человека к конкретной ситуации, за которую он несет ответственность, дабы сохранить свою духовность и человечность4. Марксистско-ленинская этика рассматривала совесть как "признак общественной природы человека, как субъективное выражение определенной социально-исторической императивности"5. Совесть была полностью обусловлена воспитанием человека в соответствии с господствующей системой нравственных ценностей. Коммунисты считали, что человек должен отвечать за свои поступки, прежде всего, перед коллективом, в котором он живет, учится, работает. Любой человек должен был быть готовым предстать перед судом общественного мнения. В понимании советских идеологов личность тем совершеннее, чем более она нравственно объединена с общественными нормами. Основным условием формирования совести являлся труд, а средством воспитания - живой пример. Механизм формирования совести представлялся предельно простым. Главную роль здесь играло общественное мнение, которое, осуждая или поощряя тот или иной поступок, воздействовало не только на разум, но и на чувства людей, и тем самым, согласно коммунистической идеологии, пробуждало совесть человека.

В свою очередь, мера развития самого общественного мнения выражала степень совершенства каждой отдельной личности. Конечно, личные и общественные интересы в идеале должны совпадать, дабы сохранить устойчивость социума в различных жизненных коллизиях. Однако господствующая секуляризованная идеология вынуждала человека морализировать, предъявляя максимум требований по отношению к другим. При этом не принималось во внимание, что каждый человек - личность и уже поэтому достоин уважения. Метод воздействия на коллектив "положительного примера" реально был способом моральной манипуляции людьми. В таких социальных условиях личность не могла долго сохранять иммунитет к различного рода разрушающим тенденциям новой идеологии.

Подчиняясь общественным правилам поведения, личность ребенка растворялась в коллективе, ее своеобразие меркло во всеобщем принудительном уравнении. И если бы представители власти спросили его: "С кем ты и против кого?", он мог бы ответить: "С вами и против себя"6. Партийная установка "думай как все" означала "не думай вообще"; принцип коллективизма "сначала человечеству, а потом себе" провоцировал снятие человеком с себя ответственности за свои поступки и слова. Советский коллективизм ставил своею целью спасение всего человечества, оставляя за рамками вопрос о спасении личности.

П. Романов в рассказе "Суд над пионером" изобразил в сатирической форме отношения человека и коллектива с точки зрения коммунистической морали. От лица вожатого, осуждающего пионера за нежные отношения к девушке, он пишет: "Мы должны иметь закаленных солдат революции, а ты за ней мешки носишь, да за ручку через ручеек переводишь, да стихи читаешь ... Нам нужны женщины, которые идут с нами в ногу ... Настоящая пионерка не должна ни перед кем нюнить, а если горе серьезное, то должна рассказать отряду". Иначе невозможно стать "бойцом и примерным членом коллектива", ибо все это - "то же, что религия, то есть дурман, расслабляющий мозги и революционную волю"7. Коммунистическая мораль не оставляла человеку ни одного интимного уголка, где бы он был свободен от оценок окружающих. Жизнь каждого человека должна была стать публичной.

<...>



1 Ленин В.И. Задачи союзов молодежи // Ленин В.И. Избранные произведения. М., 1983. Т.3. С. 415.
2 Смысл жизни // Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. М., 1983. С. 325.
3 Счастье // Словарь по этике. С. 345.
4 Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. О совести // Ильин И.А. Со-брание сочинений: В 10 т. М., 1994. Т. 3. С. 361-366.
5 Марксистская этика / Под ред. Титаренко А.И. и др. М., 1986. С. 126.
6 Романов П. Право на жизнь или проблема беспартийности // Романов П. Повести и рассказы. М., 1998. С. 171.
7 Романов П. Суд над пионером // Романов П. Повести и рассказы. М., 1998. С. 368-369.



Назад


Сайт управляется системой uCoz