В.С. Барканова (ст. преп. каф. философии НГАСУ)
г. Новосибирск
ФИЛОСОФСКАЯ ВЕРСИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА В АНТИЧНОСТИ
Во все времена существовало социальное недовольство, и в истории человечества можно найти различные типы, формы и методы его выражения. Античная Греция и Древний Рим породили несколько наибо-лее типичных форм социального протеста, которые были органичны для культурно-исторического фона той эпохи и не потеряли своей значимости спустя тысячелетия. Современная Россия переживает своеобразный "ре-нессанс" и вновь открывает для себя все богатство культуры античного мира.
Поскольку Древнюю Грецию принято считать родиной фило-софии, то неудивительно, что элементы социального протеста можно об-наружить в ряде учений, созданных представителями разных философ-ских школ. Господствующим видом социального протеста в Древней Греции было философское отрицание социальной и культурной действи-тельности. Каждая философская школа (эпикуреизм, стоицизм, скепти-цизм) демонстрировала конкретные формы социального протеста. Однако наиболее акцентировано тема протеста была представлена, безусловно, кинической школой.
Для системы взглядов киников была характерна критика и не-приятие всех культурных установок античного рабовладельческого обще-ства. Кинический протест - это активное эпатирование, открытая демон-страция своих по сути асоциальных взглядов. Выступая против социально значимых установок в греческом полисном обществе, киники пропаган-дировали необходимость "перечеканки монеты", т.е. смены культурно-ценностных ориентиров. Последнее, по их мнению, должно было способ-ствовать изменению общества к лучшему. Возможность возвращения че-ловека в "золотой век" киники видели в уподоблении природе и живот-ному миру.
Радикально-ироническое мышление антиобщественной на-правленности сформировало киническую этику как индивидуалистиче-ский протест. Целью кинического учения являлось действие, которое ки-ники ставили выше теоретического познания. Под действием кинизм по-нимал активную демонстрацию, эпатирование публики, а конечной же-лаемой целью - возвращение в "золотой век", в котором некогда пребы-вал человеческий род. Как говорил Антисфен, основатель кинизма, важно не внешнее, а внутреннее содержание: "доказывать нужно не словом, а делом". Именно конкретные дела и поступки составляют смысл киниче-ского учения. Следовательно, сутью кинического протеста является кон-кретный поступок. Другими словами, для кинизма проявление социально-го несогласия непременно должно было выражаться в действиях, очевид-ных для общества.
Киник выступал против достижений городской культуры. Ки-ническую "философию жизни" характеризуют максимализм, крайний ин-дивидуализм (выражающийся в независимости и обособленности от об-щества), рационализм, нивелирующий эмоции, а также стремление к "ес-тественности". Критерием принципа "естественности" являлась "приро-да" (как таковая и самого человека). "Природное" начало в человеке и человеческих отношениях, считали киники, есть гарант добродетели.
Кинизм провозглашал в качестве жизненного ориентира чело-века минимум жизненных благ. Умеренность и бедность - вот основа добродетели для последователя кинизма. Только через отречение от "пут" культуры можно вернуть свободу и счастье. Не случайно это учение при-влекло внимание всего общества: киническая проповедь выражалась с помощью специфических приемов. "Паразитический" образ жизни, бро-дяжничество, попрошайничество, преднамеренные "пощечины общест-венному вкусу" восхищали и оскорбляли людей одновременно. Диогена упрекали в аморальном поведении, на что он отвечал, что "берет пример с учителей пения, которые нарочно поют тоном выше, чтобы ученики по-няли, в каком тоне нужно петь им самим"1. Парадоксальность кинического амо-рализма заключалась в том, что, ведя аморальный образ жизни (в глазах общественности), кинизм ставил своей целью моральное улучшение че-ловека: "Когда кто-то заметил, что "жизнь есть зло", Диоген возразил: "Не жизнь сама по себе, а порочная жизнь"2.
Примечательны слова Диогена: "Я - гражданин мира", в ко-торых заключена мысль о том, что весь мир принадлежит человеку и че-ловек принадлежит всему миру. Отрицание социальных, этнических, пси-хологических границ, максимализм суждений, свобода от условностей и предрассудков были направлены на поиск в самом себе подлинной сущ-ности, независимой от культурных устоев.
Принцип кинического философствования - дерзость, сатири-ческое осмеяние и сопротивление. В пику утонченному платоновскому учению об идеях Диоген ищет истину, в так называемой, "низкой тео-рии", объединяя сатиру с нищетой. Видимое "бесстыдство", шутовство противостоит сократовской и платоновской "господской" философии. Поэтому в подчеркнуто "плебейской" уличной философии кинизма мож-но выделить социально-политический подтекст протеста. Это протестное направление примечательно тем, что в кинизме открывается индивидуа-листический бунт, не характерный для стабильной полисной системы. Место "гражданина" сменяется человеком вообще и индивидуальностью в частности, что для античного мира становится неким открытием.
Кинизм примечателен тем, что как поведенческий стереотип, эта форма вызова обществу оказалась чрезвычайно живучей и устойчивой в культуре, особенно часто возникая в кризисные моменты истории. П. Слотердайк в "Критике цинического разума" актуализирует и типизирует кинические способы поведения на протяжении всей истории и современ-ности. По мнению Слотердайка, вся человеческая история представляет собой вариации различных аспектов кинического учения, причудливо трансформировавшегося в цинизм3.
<...>
1 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1998. С. 224-225.
2 Диоген Лаэртский. Жизнеописания и мнения знаменитых философов. Диоген // Антология кинизма. Философия неприятия и протеста / Примечания и коммента-рии И.М. Нахова. М., 1996. С. 73.
3 Слотердайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург, 2001. С. 22.
|
Назад
|