М.В. Коренко (соискатель каф. истории мировой культуры Новосибирского государственного педагогического университета)

г. Новосибирск

ДУЭЛЬ КАК СИМВОЛ РУССКОЙ ДВОРЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ МОДЕРНИЗАЦИИ

Новое время, для России, было временем выбора альтернатив цивилизационного развития, поиска Россией своего места в мировом сообществе. Весь ход исторического развития России именно к началу XVIII века поставил перед страной ряд неотложных задач в экономической, политической, социальной и культурной сферах жизни. Эти задачи решались в соответствии с накопленными в течение многих веков возможностями страны.

Радикальные изменения во всех сферах жизни затронули и систему ценностей российского общества. Важнейшим фактором, повлиявшим на эти перемены, явилось становление техногенной цивилизации, буржуазных общественных отношений, рационалистического мышления. Вместе с тем, сохранялись традиционные ценностные представления, образ жизни. Одна из главных таких ценностей в жизни высших и низших сословий - семья и семейные традиции. Авторитет семьи в российском обществе был чрезвычайно высок. Так, в дворянской усадьбе сберегали портреты дедов и прадедов, рассказы и предания о них, их вещи - любимое кресло дедушки, любимую чашку матушки и т.д. В русских романах эта особенность усадебного быта предстает как неотъемлемая его черта.

В крестьянской жизни, также пронизанной поэзией традиций, само понятие дома имело в первую очередь значение глубинных связей, а не просто жилплощади: отчий дом, родной дом. Отсюда уважение ко всему, что дом составляет. Русская семья оставалась патриархальной, еще долгое время, руководствуясь "Домостроем" - старинным сводом житейских правил и наставлений.

Между тем происходившие в России важнейшие социально-экономические преобразования, характеризовавшиеся установлением конкуренции в экономике, либерализма в политической жизни, утверждением идей свободомыслия и просвещения, способствовали распространению новых европейских социокультурных ценностей, которые, по сути, не укоренились в массах - ими смогла овладеть только элита. "Крестьянин XVIII века был достаточно равнодушен к соблазнам Запада, воспринимая их в лучшем случае как экзотические забавы барина, иное дело индустриальная эпоха. Здесь действовала неумолимая диалектика: чем больше человек осваивал индустриальные технологии, тем в большей мере он был восприимчив к моделям образа жизни и культуры, соответствующих этим технологиям. Все попытки властей расслоить эти сущности, увязать жизнь в бараках и передовые технологии в одно целое, в стратегическом плане, были обречены. В результате все, что было связанно с Западом становиться притягательным, красивым, удобным и (в переходном периоде) дефицитным, а потому престижным"1. Разрушение замкнутого православного мира во многом происходило благодаря русскому просвещению. Ф. Прокопович, В.Н. Татищев, А. Кантемир, М.В. Ломоносов и другие развивали идеи о независимости природы и человека от божественного предопределения, о необходимости разделения сфер влияния религии и науки. Западная образованность и новое мироощущение разрушают консервативное сознание. Традиционной православной парадигме становиться все труднее интегрировать инокультурный материал.

В системе ценностей российского общества большую роль играли изменения в личной и общественной жизни сословий. Одной из особенностей личности дворянина стала способность к общению, предполагавшая для него широкие дружеские связи. Немалое значение при этом имели ассамблеи, светские клубы. В быт дворянства обязательно входили обеды и балы, чтение книг и музицирование, наслаждение произведениями искусства. Ежедневная прогулка по парку вошла в дворянский быт не только деревни, но и города. В конце XVIII века возник такой социокультурный феномен, как дворянская усадьба, с которой связан обширный пласт отечественной культуры, выходившей за рамки ее дворянской части.

Необходимо признать, что все социокультурные изменения в России нового времени это влияние европейской традиции, которая получила популярность благодаря реформам Петра I.

Дуэль, в данном случае, наиболее яркий пример такого влияния. Придя в русское дворянское общество, она заняла в нем прочное место, стала одним из символов дворянского общества. Одной из привилегий дворянского сословия, так как драться на дуэли могли лишь равные.

"Образ культуры всегда область символизма" (Ю. Лотман). Таким образом, дуэль как часть дворянской культуры является одним из символов России нового времени.

"Быт, повседневность - обычная жизнь, это вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение. Это обычаи, ритуалы ежедневного поведения. Тот жизненный уклад, который определят распорядок дня, время различных занятий, характер труда и досуга, формы отдыха, ритуал любовной игры и ритуал похорон. Они имеют социальную окраску, разнятся в зависимости от ранга социальной группы, которой принадлежит человек. Именно по поведению, по обычаям узнаем мы "своего" или "чужого" человека, тот или иной характер эпохи, ту или иною нацию.

Сфера поведения двойственна. С одной стороны, она чрезвычайно консервативна - человек всегда остается человеком, он любит и ненавидит, грустит и радуется, у него практически неизменным остается набор эмоций и гамма чувств. Однако, эта сфера, в тоже время, является весьма подвижной. Человек средневековья не похож на нашего современника, античный патриций - на английского джентльмена прошлого века"2. Наверное, поэтому нам так интересен человек другой эпохи. Мы узнаем его через сравнение наших чувств и его, сравнивая поведенческий традиции. Так символом дворянина была его честь, а с честью рядом всегда находилась дуэль. Дворянская культура была не менее влиятельно и продуктивна. Дворянство сохраняло преемственность с феодальной культурой средневековья, но взаимоизменяла ее согласно "духу времени".

<...>



1 Яковенко И.Г. Россия и Запад. Диалектика взаимодействия. // Россия и Европа в 19-20 веках. Проблемы восприятия народов, социумов, культур. М., 1996. С. 28.
2 Козьякова М.И. Эстетика повседневности. Материальная культура и быт западной Европы 15-19 веков. С. 56.



Назад


Сайт управляется системой uCoz