Чудинов С.И.
Терроризм смертников: проблемы научно-философского осмысления (на материале радикального ислама): монография. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 312 с.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Терроризм смертников: проблемы научного осмысления (на материале радикального ислама)», проект № 09–03–93613 к/К
ISBN 978-5-9765-0973-3 (Флинта)
ISBN 978-5-02-037287-0 (Наука)
Твердая обложка. Формат 60x88/16.
Тираж 500 экз.
Краткая аннотация
Перед вами первая книга на русском языке, специально посвященная теме научно-философского осмысления терроризма смертников – одной из загадочных форм современного экстремизма. На основе аналитического обзора ключевых социологических и политологических теорий, сложившихся на Западе, и критики западной научной методологии предлагаются новые пути осмысления этого феномена (в контексте радикального ислама), в котором обнаруживаются некоторые метафизические и социокультурные причины цивилизационного порядка. В книге дана краткая история эволюции терроризма смертников от его локальных форм до деятельности транснациональных сетей джихадистов-салафитов (Аль-Каида и др.). Рассматриваются такие вопросы, как влияние религиозного фатализма на восприятие и этическую оценку своей миссии террористом-смертником, феномен аберрации совести у террориста,
гендерные особенности мотивации женского терроризма смертников и некоторые
другие проблемы.
Рекомендовано для социологов, политологов, историков, философов и других
ученых, специализирующихся в области изучения современных форм экстремизма и
терроризма, а также широкого круга читателей, интересующихся темой терроризма
как социального и культурного явления.
Комментарий от автора
Представляемая на суд читателей книга во многом уникальна. В ней впервые в отечественной научной и научно-популярной литературе терроризм смертников исследуется как самостоятельное явление. Так уж сложилось, что ученые в России, специализирующиеся на изучении феномена экстремизма в его различных видах и проявлениях, в своих трудах редко удостаивают особым вниманием терроризм смертников, предпочитая говорить о нем как бы мимоходом в контексте таких более масштабных тем как религиозный фундаментализм в странах мусульманского Востока и среде этноконфессиональных диаспор мусульман Запада, экстремизм и терроризм, выступающие под лозунгами радикального ислама. Относительно терроризма смертников в нашей культуре сложилось множество ложных стереотипов, к сожалению, часто продуцируемых средствами массовой информации.
При этом на Западе эта сложно поддающаяся научному анализу разновидность современного экстремизма оказалась настолько притягательной для ученых и читающей публики, что к настоящему моменту можно насчитать ни один десяток специальных книг по данной проблеме, изданных только на английском языке. Недюжинный интерес западных ученых породил множество теоретических объяснений, сложившихся преимущественно в русле социологической и политологической отсраслей научного знания. Печально, что у нас, в России, до сих пор так и не появилось сколько-нибудь оригинальных и действительно фундаментальных исследований в данной области. Книга представляет собой попытку частичного заполнения существующего пробела. В ней представлена систематизация важнейших фактов и научных представлений о терроризме смертников, сложившихся на Западе. Однако поскольку методология западной науки далека от совершенства, концептуальные подходы к объяснению терроризма смертников, ставшие господствующими в западной науке, подвергаются подробному аналитическому разбору и критике.
Прочитав эту книгу, Вы узнаете что скрывается под термином "терроризм смертников" ("атаки смертников"), проследите основные этапы развития современного терроризма смертников (от акций самопожертвования иранских басиджей во время ирано-иракской войны до операций транснациональных террористических сетей, подобных Аль-Каиде), узнаете в каких странах и на фоне какого рода конфликтов имели место террористические кампании с участием смертников, в каких случаях атаки смертников были связаны с религиозным фанатизмом, а в каких преследовали исключительно светские цели, сколько террористических актов в действительности осуществила "вездесущая" Аль-Каида, ознакомитесь с ключевыми научными теориями, объясняющими сущность и происхождение терроризма смертников, наконец, найдете ответ на вопрос о причинах столь высокой популярности "акций самопожертвования" в современном мусульманском мире, глубинных социальных, культурных и цивилизационных факторах, стимулирующих возникновение подобных форм экстремизма. В книге также весьма подробно разбирается вопрос о том, каким образом идеологи радикального ислама пытаются обосновать законность "мученических операций" (в рамках шариата) и откуда исходит богословская поддержка атак смертников в Палестине, Ираке и некоторых других странах, затронутых этой формой терроризма. Принципиально новый материал представлен в пятой главе, где исследуется взаимосвязь фаталистилического мировосприятия, культивируемого в исламе в целом, и в радикальных трактовках ислама в частности, с трансформацией совести у террористов-смертников. Эта глава богата богословскими изысканиями, которые могут показаться чересчур подробными и, возможно, несколько скучными, однако они чрезвычайны важны для постижения ментальных и психологических основ образа мыслей смертника, исповедующего радикальный ислам (впрочем для религиоведа или философа эта часть книги может показаться как раз наиболее интересной).
В заключение хотелось бы отметить, что автор, вкладывая в свой труд сугубо научное содержание, ставил перед собой задачу изложить его научно-популярным языком, поэтому он надеется, что читатель, не знакомый с культурными реалиями ислама и специальными исламоведческими терминами, не будет испытывать особенных затруднений при освоении текста. Автор надеется на то, что книга найдет своего благодарного читателя, который оценит ее по достоинству и извлечет из нее теоретическую и практическую пользу.
СОДЕРЖАНИЕ МОНОГРАФИИ
|
Введение
|
Глава 1. «Суицидальный терроризм», или Терроризм смертников: терминологические нюансы |
Узкое и широкое определения терроризма смертников
|
Глава 2. Терроризм смертников в мире: географическая и культурная локализация |
Исламская революция в Иране и отряды басиджей
Ливан – родина современного терроризма смертников
Тамильские «тигры» против сингальских «львов»
Мученические операции в Палестине
Рабочая партия Курдистана: эпизод этнонационалистического терроризма смертников в Турции
«Черные вдовы» чеченского джихада
Аль-Каида и глобализация терроризма смертников
Послевоенный Ирак: эпидемия терроризма смертников
Афганистан
Пакистан
|
Глава 3. Может ли светский Запад понять мусульманский Восток? (Проблемы научного осмысления терроризма смертников) |
Индивид и организация: смертников назначают?
«Рациональность» террориста-смертника
«Стратегическая логика» терроризма смертников в теории Р. Пейпа
Границы применимости модели Р. Пейпа и феномен глобализации мученичества: последующая дискуссия
Терроризм смертников как средство конкуренции (концепция М. Блум)
Последние веяния в западной методологии: «многоуровневый подход»
Западная наука о терроризме смертников: основные итоги и уроки
Cтолкновение изменившихся цивилизаций
Десакрализация власти в мусульманском мире и ее последствия
Возрождение идеала мученичества в современном исламе
Метафизика смерти в миссиях смертников
«Отсроченный гедонизм»
|
Глава 4. Самоубийство, или Высшая форма джихада: оправдывает ли ислам операции смертников? |
«Мученические операции» и особенности процедуры религиозно-правовой оценки в исламе
Раскол среди ученых ислама
Анонимность не помеха легитимности? Самая известная фатва в поддержку атак террористов-смертников
Опровержение фатвы: «Захваченный караван»
Некоторые выводы
Каково воздаяние духовного наставника бомбиста-смертника по вероучению ислама?
Респектабельные богословы в поддержку мученических операций
|
Глава 5. Ответственен ли за свои действия террорист-смертник? (Свобода воли и провиденциальное измерение мировосприятия исламиста) |
Провиденциализм в теистических религиях: учение о Промысле Божием в христианстве
Место учения о предопределении в исламе
Четыре ступени предопределения в исламе
Предопределенность «обитателей ада» и «обитателей рая»
Две тенденции в трактовке предопределения в исламе
Границы человеческой свободы воли
Мусульманская трактовка причинно-следственных связей и феноменология сознания террориста-смертника
Значение веры в предопределение для террориста-смертника
Вера в предопределение в среде лидеров и идеологов исламизма (на примере Хамас)
Совесть террориста-смертника: аберрация или гипервосприимчивость
|
Глава 6. Женщины в акциях самопожертвования: гендерный аспект терроризма смертников |
Проблема гендерного аспекта мотивации мусульманских женщин-смертниц
Националистический компонент
Религиозный компонент
Культура чести и этический аспект мотивации палестинских смертниц
Вафа Идрис – первая «мученица» Палестины
Умереть вместе: история первой европейской женщины-смертницы
|
Заключение |
Назад
|